Вокзал. Рауту На газоне


Ландшафтный дизайн. Топиари - художественная стрижка деревьев и кустарников


Садово-парковый дизайн как искусство сложилось более восьми тысяч лет назад. Немногочисленные раскопки археологов и исследования историков подтверждают, что ландшафтное искусство появилось на заре человеческой цивилизации и его развитие тесно связано с материальной и духовной жизнью общества. До "века просвещения" сады большей частью служили признаком богатства и престижа для элитных кругов и знатного духовенства. Вот почему в садах с такой яркостью проявились религиозные и национальные черты, идеология человека и его отношение к природе. Самыми древними из известных нами садов может похвастаться египетская земля. Декоративные сады были созданы для фараонов, знатных вельмож, жрецов и представляли собой классический вид с декоративными растениями, водоемами и зонами отдыха. Например, всему миру известны Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, причисленные к одному из семи чудес света. Древние греки старались не вмешиваться в природную красоту и не нарушать естественных композиций. Римское садово-парковое искусство в отличие от греческого, наоборот, стремилось как бы "подчинить природу" человеку. Для него характерны монументальные и величественные ландшафтные композиции. Состоятельные люди украшали свои дома и участки строгими и прямолинейными элементами, среди которых выделяется особенное искусство художественной стрижки деревьев и кустарников, именуемое топиари.

Топиари подразумевает придание причудливых форм кронам деревьев и кустарников путем художественной обрезки. В качестве основного материала античные садоводы использовали вечнозеленые растения, тянущиеся вверх с многочисленными маленькими иголками или листиками. Если придерживаться легенды, что основателем этого необычного способа украшения садов был придворный садовник по имени Калвена, служивший у императора Цезаря. Свои познания Калвена передавал ученикам, которые получили называние "топиари". Впоследствии стали появляться целые школы "фигурного" искусства, которое быстро распространилось за пределы Римской Империи, где приобрело модный и престижный характер среди знатных особ. Параллельно с Великой Империей декоративная стрижка растений в виде различных геометрических фигур или силуэтов животных формировалась и на Востоке. Правда, там из элемента садово-паркового искусства она перевоплотилась в философский символ и стала называться "садовый бонсай". Растения подстригали так, что они принимали вид беседки, коридора и даже величественной скульптуры Будды. Но все же, восточное искусство отличалось от топиарного искусства западных государств. Наибольшего подъема топиари достигло в Европе в период правления Людовика XIV. Сначала искусство топиари поддерживали монастыри с их садами. В иллюстрациях средневековых европейских источников, изображающих церковную жизнь, можно встретить рисунки с аккуратно постриженными растениями и живыми изгородями, окружавшими огороды и цветники в садах монастыря.

Дальнейшее распространение за пределами монастырских стен и своего пика искусство топиари получило в эпоху Ренессанса. Именно в это время начинается наивысший подъем садово-паркового и ландшафтного дизайна. Ровные широкие аллеи и лабиринты из виртуозно постриженных деревьев и кустарников гармонично вписываются в сады и парки того времени. Орнаменты домашних ковров, гобеленов, гравюр и лепнин находят свое отражение в изощренном дизайне дворцовых садов. В моду входят живые изгороди и одиноко стоящие искусно постриженные зеленые фигуры. Хорошо сохранившимся образцом топиарного искусства являются сады Версаля во Франции и Хэмптон-корта в Англии. По счастью они дошли до нас в абсолютно неизмененном виде. В России мастерство фигурной художественной стрижки стало распространяться при Петре I, наслышанном про удивительные деревья и кусты диковинных форм, произрастающих в европейских садах. По его приказу садоводы царского двора были высланы за границу в целях изучения всех тонкостей этого дела. Но заморские вечнозеленые кустарники и деревья не были адаптированы под русские морозы, потому их пришлось заменить отечественными насаждениями, такими как ель, липа, рябина, черемуха и можжевельник. В период классицизма топиари как элемент садово-паркового искусства переживал значительный упадок. Его возрождению и очередной вехой дальнейшего развития мы обязаны "рационализации" американских садоводов, которые изобрели каркасы для выращивания растений и стали их активно использовать для придания им различных декоративных форм. Сегодня различают два вида топиари - традиционное и каркасное. Традиционное или классическое топиари подразумевает выращивание растительности простых геометрически правильных или криволинейных форм в обычном режиме, регулярно подрезая их в определенном возрасте. В основу каркасного топиари входит плетеный каркас, позволяющий посадку нескольких видов растений, которые в процессе своего роста обеспечивают поддержку необходимой конфигурации.