Золотая форель Делегаты


Овраги (Roykkyla). История



  Деревня. До 1939 г. деревня Roykkyla входила в состав волости Саккола Выборгской губернии (Финляндия). Деревня упоминается в налоговых книгах Корельского уезда за 1568 год как "Ровкула у озера у Сванского". В то время здесь находилось 5 дворов и 11 душ облагавшегося налогом населения. Топоним Roykkyla в переводе означает "Каменная куча" и связан с древними языческими капищами, находившимися здесь. 

  Деревня Рёюккюля находилась на самой западной оконечности южного берега озера Суванто-ярви, напротив устья порога Кивиниеми [ныне Лосевская протока]. С востока на запад она вытянулась вдоль берега озера от местечка Суден-хянтя до мыса Рёюкюнниеми, о который и поныне разбиваются волны порога, обрушивась всей мощью воды Вуоксинской системы. Длина береговой линии, принадлежащей Рёюккюля, составляла около 5 км. Дома и поля деревни составляли, как бы, единую цепочку, связующим звеном которой была сельская дорога, соединявшая все хозяйства Рёюккюля. Жилые постройки, как правило, возводились на границе поля и леса. Нивы, колосившиеся хлебами, спускались по склону к берегу озера, оставляя у самой воды зеленую полосу сосняка и молодого ольшанника. 

  К началу ХХ века сложилась следующая система деревенской инфраструктуры: с востока на запад в местечке Суден-хянтя располагалось 4 хозяйства, далее вдоль дороги, с правой стороны находилось еще 7 хуторов с местными названиями Лехмуксела и Саарела. Далее на запад дорогу пересекал ручей Кюлмя-оя, впадавший в озеро Суванто. Здесь на берегу озера, в заливе Сауналахти была пароходная пристань деревни. За ручьем находился основной массив домов, центральная часть деревни Кескикюля. За ней стояли группы домов Ала- и Юлякюля (верхняя и нижняя деревни). Ближе к мысу местность называлась Хиекка-мяки (Песчаный холм). 

  На самом мысу Рёюкюнниеми было несколько рыбацких хозяйств. На берегу залива Тикан-лахти, напротив порога Киви-ниеми стояла вилла с названием Картаанхувила, владельцем которой был некий Валкеапяя. Основные доходы местные жители получали от сельского и лесного хозяйства. В деревне не было никаких производственных предприятий, кроме лесопильни Туомаса Вилле, гонторезной мастерской Вилле Хууска, где изготовляли дранку для крыш, и кузницы Аапро Вилле. Магазин и обслуживающую фирму в одном лице представлял единственный маленький сельский магазинчик, которым владел Эйно Хууска. Хууска стал владельцем магазина в 1932 году, когда предыдущий его хозяин, Юрье Вулле, прекратил свой бизнес. У большинства семей деревни было столько земли, что в собственном хозяйстве работы хватало на всех, особенно в летнее время. Но в самые горячие дни люди старались помочь тем соседям, в семьях которых было мало трудоспособных. Работников нанимали редко, и только в семьях, где была нехватка женских рук. Зимой мужики, чтобы заработать немного никогда не лишних в хозяйстве денег: "на кофе", налоги и пр. работали на лесоповале, а летом - на лесосплаве и погрузках. Пропитанием крестьян снабжали собственные поля и скот, дровами - собственный лес. Что касается быта жителей деревни, то здесь вполне рядовым явлением было то, что на русском крестьянском языке именовалось "помогины" или "помочи", а в советско-социалистическом лексиконе "субботники". Поводом для сбора на "помочи" в деревне Рёюккюля были, например, покрытие крыши дранкой для строящегося у одного из соседей дома, строительство дорог, сбор урожая. Если у кого-то из хозяев не набиралось достаточно дров на зиму, соседи приносили, понемногу, свои, и это тоже были "помочи", в которых, впрочем, редко была нужда, так как большинство хозяйств имело свой лес. Конечно, все эти работы не отличались легкостью и приятностью, но, чтобы скрасить это, народ применял давно испытанные способы: соревнование в процессе работы и танцы после нее. Самым приятным поводом для совместных трудов был, конечно, костер для Иванова дня - Юханнуса, обычно проводимого в долине Тирри-мяки. Костер сооружали целую неделю накануне праздника, и молодежь трудилась, даже ночами не смыкая глаз. 

  Религиозная жизнь деревни была весьма активной, что было свойственно довоенной Финляндии. Правда, в самой Рёюккюля работала только воскресная школа, но многие жители были участниками Объединения молодых христиан Кивиниеми, общества, которое организовывало как религиозные собрания, так и кружок швей, который активно работал в пользу миссионерских организаций и насчитывал большое количество участниц. Передачу информации о проводимых Объединением мероприятиях жители брали на себя, считая это своим святым долгом. Письмо о проводимом собрании с сообщением о теме встречи, выступающих на ней ораторах, накануне переходило из дома в дом по эстафете, и каждый, получивший его, спешил донести его до соседей, невзирая на собственную занятость. Что касается политических убеждений крестьян, то, в основном, они были, скорее, буржуазными, чем социалистическими. Впрочем, разница политических взлядов не вызывала антагонистических противоречий. В деревню, бывало, наезжали агитаторы различных ориентаций, которые всегда собирали толпу заинтересованных слушателей. Часть селян, придерживавшихся "левых" взглядов, вместе с единомышленниками из соседних деревень организовала "рабочее объединение", которое регулярно праздновало Первомай (Vappu), и, чтобы раздобыть для этого деньги, устраивало танцевальные вечера, в том числе популярные танцы на ярмарках в Киви-ниеми [ныне Лосево], где с удовольствием отплясывали, между прочим, политические противники социалистов. Многие занимались выращиванием лошадей для скачек. Специальный ипподром, находившийся рядом с деревней, у железнодорожного переезда, давал хорошие возможности для соревнований. Зимой, когда на озере вставал лед, проводились специальные соревнования: пятикилометровый воскресный забег до церкви Саккола. В начале 30-х годов Эйно Хууска выиграл соревнования, в которых участвовали лучшие наездники Выборгской губернии. 

  Почти все жители деревни занимались рыболовством. Воды Суванто-ярви в районе мыса Рёюккюн-ниеми были богаты рыбой. Ловили судака, леща, щуку, налима и даже угря. Обычной снастью была просто длинная леска с крючком, однако весной и осенью ставили сети, а зимой применяли мережи. В них хорошо попадал налим, особенно на течение напротив мыса. Некоторые увлекались охотой. Ходили на лесную птицу, зайца, лису. Один раз самому старательному и удачливому охотнику Суло Нуора удалось подстрелить рысь. Вся деревня сбежалась посмотреть на трофей. В 1920-е годы такое событие было уже редким в здешних местах. 

  Близость к самому крупному населенному пункту Саккола, деревне Кивиниеми [ныне Лосево] создавала определенные выгоды. Магазины, конторы, отделения банка, почта, школа и общественные организации размещались там. В Рёюккюля было лишь свое молодежное общество, которое организовывало спектакли, программные вечера, "танцы на пятачке" и различные праздничные мероприятия. У общества был в деревне свой летний павильон. В деревне был также собственный хор, насчитывавший несколько десятков человек разного возраста. 

  Перед войной 1939-40 годов в Рёюккюля насчитывалось 55 домов. Наиболее часто встречающимися здесь фамилиями были: Карппанен, Хууска, Вулли, Питкянен. 

  В послевоенное советское время деревню отнесли к Петяярвскому сельсовету. На собрании переселенцев в начале 1948 года было постановлено переименовать Рёюккюля в деревню "Овраги". Переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 13 января 1949 г. В 1960-е годы на берегах озера было построено несколько пионерских лагерей. Селение существует и в наши дни.


Благодарим за материалы ИКО "Карелия"

 

 

   Назад к д. Овраги

   Назад к списку населенных пунктов