Зеленая горка Невеста


Экологи возражают против строительства ж/д Лосево-Каменногорск

21.02.11 26 января 2011 года в Приозерске в формате общественных слушаний прошли общественные обсуждения по вопросу реализации проекта переноса грузового движения на направление Ручьи - Сосново - Лосево - Каменногорск - Выборг (отчет опубликован в № 11 от 3 февраля). Поскольку общественные обсуждения были ограничены по времени и свое мнение довелось высказать не всем желающим, возможность сделать это предоставлена на страницах газеты. Вот одно из мнений.

Предметом обсуждений являлась проектная документация из 9 томов по реконструкции участка Сосново - Петяярви, в рамках которой предполагается обустройство второго железнодорожного полотна параллельно с существующей линией железной дороги. Среди прочих в слушаниях приняли участие представители Региональной общественной организации «Зеленая волна» (руководитель природоохранных проектов А. Филиппова, руководитель проектов А. Травин).

В связи с тем, что реконструкцию и строительство данного объекта предполагается осуществлять на землях особо охраняемой территории регионального значения - государственного комплексного природного заказника «Гряда Вярямянселькя», проектная документация помимо прохождения государственной экспертизы должна также пройти государственную экологическую экспертизу, которую и предваряет общественное обсуждение проекта. Суть наших замечаний сводится к следующему.

По словам представителей заказчика проекта (ОАО «РЖД» - филиал «Октябрьская железная дорога») и проектировщиков (ООО «Эко-Экспресс-Сервис», ОАО «Росжелдорпроект - филиал «Гипротранспуть»), проектная документация в ближайшее время будет направлена на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). В то же время есть информация, что ранее проект уже получил заключение государственной экспертизы. В этом случае имеет место нарушение действующего законодательства, поскольку заключение ГЭЭ входит в перечень документации, представляемой на государственную экспертизу (согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»). Помимо этого градостроительные планы земельных участков, которые также входят в указанный перечень, также не разработаны.

От однозначного ответа на вопрос о том, получено ли заключение государственной экспертизы, представители заказчика уклонились, хотя из их слов можно сделать вывод, что такое заключение получено не было.

Начиная с сентября 2010 года по настоящее время, на участке Сосново - Петяярви непрерывно ведутся работы по отсыпке земляного полотна параллельно с существующей линией железной дороги, круглосуточно работает тяжелая техника (грузовики и бульдозеры), осуществляются выемка и складирование больших масс грунта, завезены элементы конструкций путепроводных сооружений. Факты проведения работ в указанный период неоднократно зафиксированы при помощи фото- и видеосъемки.

Местными жителями и представителями РОО «Зеленая волна» в ходе слушаний многократно задавался вопрос о том, на каком основании ведутся указанные работы. Однако представители заказчика строительства постоянно уклонялись от ответа на данный вопрос, ссылаясь на то, что он не имеет отношения к теме слушаний, либо заявляли, что «строительные работы на данном участке не ведутся». При этом они подтвердили, что проектная документация находится в стадии согласования и доработки, градостроительные планы земельных участков не разработаны, разрешение на строительство отсутствует.

В конечном итоге представители заказчика признали факт проведения работ на данном участке подрядной организацией, однако заявили, что речь идет о «подготовительных работах», а собственно строительство не ведется. При этом уточнить название подрядной организации они затруднились. От ответа на вопрос о том, на каких правовых основаниях ведутся данные работы, представители ОАО «РЖД» также уклонились. При этом было заявлено, что, поскольку данный проект будет реализован в любом случае и получит все необходимые согласования, проведение данных работ не нарушает действующее законодательство.

На вопрос о том, какие мероприятия по предотвращению/снижению негативного воздействия на окружающую среду предусмотрены при проведении «подготовительных» работ, представитель проектировщика (ООО «Эко-Экспресс-Сервис») сообщила, что такие мероприятия не предусмотрены, поскольку уровень воздействия не превышает допустимые нормы. В то же время в представленной проектной документации отсутствуют какие-либо упоминания о «подготовительных» работах и расчеты ожидаемого уровня воздействия (в т. ч. вибрационного и акустического) в период их проведения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: так называемые «подготовительные» работы на участке Сосново - Петяярви ведутся подрядной организацией, привлеченной заказчиком строительства (ОАО «РЖД») в отсутствии утвержденного проекта реконструкции, градостроительной документации, разрешения на строительство, а также заключения государственной экологической экспертизы. Продолжительность, фактические характер и масштабы проводимых работ ставят под сомнение их «подготовительный» характер, что может являться предметом проверки со стороны контрольно-надзорных органов. Правомерность разделения работы на «подготовительную» и собственно строительство в данном случае также вызывает серьезные сомнения.

Помимо этого присутствуют признаки множественных нарушений действующего законодательства, которые ставят под сомнение правомерность прошедших общественных обсуждений. В частности: работы на территории заказника «Гряда Вярямянселькя» ведутся в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы, что входит в противоречие с действующим законодательством, независимо от характера проводимых работ. Работы ведутся вне утвержденного проекта, соответственно оценить их соответствие проектной документации, в том числе требованиям раздела 7 (том 6.1) «Мероприятия по охране окружающей среды» не представляется возможным. В связи с отсутствием градостроительных планов земельных участков, а также проекта межевания территории, оценить, насколько фактическая площадь проводимых работ совпадает с границами объекта реконструкции/строительства (особенно в части, затрагивающей территорию ООПТ), также не представляется возможным.

Таким образом, представленная на слушания проектная документация, и в особенности раздела 7 (том 6.1) «Мероприятия по охране окружающей среды», не может быть признана адекватной, поскольку основана на материалах, не учитывающих фактическое состояние территории после уже произведенных работ, повлекших за собой масштабные преобразования рельефа и биологической среды. В том числе не учтены и последствия незаконной вырубки леса на территории ООПТ в 2007 году, произведенной подрядной организацией, также привлеченной ОАО «РЖД».

Как уже отмечалось выше, в проектной документации упоминания о «подготовительных» работах и расчеты ожидаемого уровня воздействия (в том числе вибрационного и акустического) в период их проведения отсутствуют. Соответственно, перечень мероприятий по предотвращению/снижению возможного негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду заведомо неполон, либо представители заказчика и проектировщиков ввели участников слушаний в заблуждение относительно «подготовительного» характера производимых работ.

По результатам прошедшего обсуждения мы обратились к начальнику отдела по архитектуре администрации Приозерского муниципального района М. Кирееву с просьбой принять во внимание и приобщить наше обращение к протоколу общественных слушаний. Также считаем целесообразным предложить признать общественные обсуждения несостоявшимися и назначить повторные обсуждения, в рамках которых обязать заказчика дать разъяснения по изложенным выше замечаниям.


А. ТРАВИН,
руководитель проектов
РОО «Зеленая волна»

 

Ссылки по теме:

Общественные слушания по строительству железной дороги Лосево-Каменногорск пройдут 26 января

Железная дорога Лосево - Каменногорск. Версия администрации МО Приозерский район

Тайны железной дороги в Лосево

Железная дорога Лосево- Каменногорск. Быть или не быть?

обсудить на форуме

 

Назад