Делегаты Ладога ртути


Тайны железной дороги в Лосево; проблемы мусорных полигонов

26.10.10 Главными вопросами в повестке дня заседания общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области стало строительство грузовой железной дороги от Каменногорска до Лосево, проблема утилизации городских и областных отходов на полигонах региона, а также экологическое образование школьников.

Как выяснилось, экосовет при губернаторе Ленобласти Валерии Сердюкове серьезно озабочен информационной закрытостью проекта строительства железной дороги по маршруту Каменногорск — Лосево. Согласно докладу директора представительства всемирного благотворительного фонда "Дети и молодежь против терроризма и экстремизма" по СЗФО Дениса Крылова, пока комиссии экосовета не удалось получить подробную информацию о проекте даже после выезда в Приозерский район.

Результатом поездки стало лишь общение с главой администрации и договоренность о взаимодействии и взаимопонимании. Кроме того, было общение с жителями и выезд на трассу. "Приехав к главе администрации поселка Ромашки, узнали, что представители некоей фирмы уже обходят и снимают дома, говоря о планах по скупке земель под строящуюся железную дорогу", — рассказал коллегам Крылов.

При этом он отметил, что ни у кого нет полного понимания и всего пакета документов по проекту строительства, хотя в поселке Ромашки уже взят в аренду участок земли. С него снят плодородный слой и положен асфальт под городок для строителей, но никаких документов нам по этому поводу предоставлено не было, сообщили только, что они имеются в наличии. Также выступавший рассказал, что в районе полным ходом идет рубка деревьев, но непонятно, где рубят валежник из-за последствий урагана, а где — под строительство.

Правда, есть шанс все-таки приоткрыть завесу секретности, так как с Денисом Крыловым, по его словам, связался руководитель этого федерального проекта и в ближайшее время может состояться встреча. По данным Крылова, сегодня не проведен землеотвод под строительство, проекта тоже никто не видел, там, где планируется прохождение дороги, есть памятник федерального значения — городище VI века, а также, возможно, обитают занесенные в Красную книгу живые организмы. Во всяком случае, об этом заявили представители Зоологического института, пожелавшие делегировать в комиссию экосовета своего представителя.

Странная таинственность и неопределенность, окружающая проект ветки грузовой железной дороги, вынудила экосовет при губернаторе Ленобласти обратиться за помощью к главе комиссии по экологии ЗакСа Ленобласти Вадиму Потомскому, благо он присутствовал в зале. Потомского попросили подписать запросы, чтобы получить на них ответы более оперативно. В итоге рассмотрения сложившейся ситуации остановились на необходимости получения всех возможных документов, а дальше уже отталкиваться от них.

Второй выступавший — директор центра реализации экономических программ "Консенсус" Елена Тутынина обратила внимание собравшихся на плачевное состояние школьного экологического образования в регионе. По ее данным, дети перестали выбирать экологию. Столь печальное наблюдение было сделано на основе изучения интересов школьников региона. По словам Тутыниной, экология находится на последнем или одном из последних мест в списке интересов даже тех ребят, которые учатся в экологических школах.

Кроме абстрактной констатации собравшимися факта, что образование, воспитание и просвещение без финансирования не сдвинуть, и желания привлечь социально ответственный бизнес и систематически его поощрять государством, прозвучало предложение провести круглый стол и семинар по этой проблеме.

После этого была затронута тема, которая, судя по обсуждениям, практически всех присутствовавших в помещении — работа ЗАО "Завод КПО". Председатель регионального отделения общественной организации "Зеленый крест" Юрий Шевчук сообщил, что речь идет о полигоне твердых бытовых отходов, который располагается около Южного кладбища. Оказалось, в областную администрацию поступило некое письмо от вице-губернатора Петербурга Сергеева с предложением о расторжении договора аренды полигона, заключенного с ЗАО "Завод КПО", и последующей передаче его в аренду городскому заводу НПБО. После последовавшего мотивированного отказа вдруг выяснилось, что над территорией полигона большое количество птиц, которые мешают полетам самолетов. "Теперь будет суд по обвинению в том, что ЗАО "Завод КПО" мешает полетам, — посетовал Юрий Шевчук. — Очень сложно пересказывать подобную орнитологическую чушь". По его мнению, птицы прилетают туда даже не есть. Полигон зимой теплый, и они летят туда греться.

Следом за представителем "Зеленого креста" тему поддержал Вадим Потомский: "По заявлениям Лихачева, цена вопроса — 250 миллионов на рекультивацию территории. С экономической точки зрения расторжение договора с КПО нецелесообразно. Поверьте, не влияют чайки на полеты самолетов в Пулково".

"Что там получится, если его закроют, нам в первую очередь понятно, — попытался озвучить позицию своего ведомства присутствовавший на заседании представитель Управления по обращению с отходами Санкт-Петербурга Александр Качкин. — Но там нарушается экологическое законодательство, ведение учета и отчетности. Наши попытки разобраться ни к чему не привели. А претензии есть и у нас, и у Росприроднадзора. Я не согласен со словом "наезд". Далее выяснилось, что у нынешнего оператора полигона сейчас нет проекта рекультивации и он не готов даже предоставить эти цифры городу, а с 2014 года в Пулково интенсивность полетов увеличится в два раза. При этом уже сейчас из зафиксированных происшествий пять столкновений с птицами. "Тут личные взаимоотношения: они говорят, что чайки едят их компост лучше…" — попытался погасить градус недовольства действиями городских властей Качкин.

Однако Вадим Потомский продолжил довольно воинственно: "Давно хочу задать вопрос Санкт-Петербургу. Господа! По отходам вы у нас в гостях, и давайте считаться с нашим мнением". На это оппонент ему ничего не смог возразить и констатировал: "Да, это наша проблема, и поэтому мы идем к вам с низко опущенной головой. Остальные собравшиеся отметили, что сейчас переработка дороже захоронения отходов, а это неправильно, так как экологический ущерб от захоронения значительно выше. "Почему на Северном полигоне и в Янино не организовано никакой переработки? — прозвучал риторический вопрос. — Идет только захват земли…"

Еще один существенный аргумент против передачи полигона Санкт-Петербургу озвучил главный редактор газеты "Общество и экология" Сергей Лисовский. "Если отмотать историю, то сейчас специалисты по переработке отходов разгромлены из-за того, что четыре-пять лет назад у Лихачева отобрали завод и теперь биобарабаны по переработке не работают", — напомнил Лисовский. По его мнению, тогда точно так же хотели забрать. И так же "птички подвели". "Пора сапожнику делать сапоги, пекарю печь хлеб, а менеджеров в стране достаточно", — иносказательно подвел итог довольно бурному высказыванию претензий в адрес города Вадим Потомский.

Александр Качкин попытался было возражать, что в Янино есть сепараторы, барабаны, там отделяют фракции, в том числе и вручную, но так делают даже на Западе, но тут же сдался: "То, что развалили, я не разваливал". "Господин Лукманов…" — будто из ниоткуда прозвучала кандидатура на пост главного виновника сложившейся плачевной ситуации.

Итог краткой схватки за завод КПО прозвучал так: в наезде на КПО виновна администрация Санкт-Петербурга, но высказывать обиды неконструктивно. После этого была принята резолюция: нецелесообразно расторжение договора с экономической и экологической точек зрения. Также в резолюцию экосовета добавили рекомендацию продолжить работу в части дальнейшего взаимодействия Санкт-Петербурга и Ленинградской области в области обращения отходов.

После наступившего вслед за этим умиротворения перешли к рассмотрению еще одной мусорной проблемы — результатам работы управляющей компании по обращению с отходами Ленинградской области. Заместитель директора управляющей компании обращению с отходами Ленинградской области Андрей Ховец попытался в своем выступлении рассказать о тяжкой участи своего предприятия. Последовало долгое и подробное описание муторности и длительности процедур оформления необходимых документов, из-за которых вместо трех запланированных полигонов захоронения отходов в Сланцевском, Кингисеппском и Приозерском районах на сегодня действует только один. Да и тот, по словам выступавшего, за пять месяцев работы мощности полигона недогружены на 30%, так как отходы от малых предприятий, скорее всего, оказываются в несанкционированных захоронениях. В качестве планов дальнейшей работы был назван предполагаемый период открытия двух оставшихся полигонов — ноябрь 2010 года, а также отправка специалистов компании на обучение в Эстонию.

В качестве оппонента выступил Сергей Виноградов. По его данным, Приозерский полигон принимает лишь 15–20 машин в сутки, а приемщика и вовсе нет. "Управляющей компании как таковой не существует, — сообщил Виноградов, — идет торговля справками, и об этом я докладывал Валерию Павловичу".

Работа управляющей компании по обращению с отходами, работающей в Ленинградской области, признана неудовлетворительной — поддержал это заявление глава комиссии по экологии Законодательного собрания региона Вадим Потомский. Депутат рассказал, что уже обратился в Контрольно-счетную палату с просьбой проверить деятельность компании. "Убежден, что по результатам этой работы материалы поступят в прокуратуру", — заявил Потомский и предложил принять резолюцию: признать работу управляющей компании неудовлетворительной.

"Дайте месяц, господа!" — нотки мольбы прорезались у Андрея Ховца. Но его надежды разбились о депутатское напоминание: "Вы ко мне на комиссию полгода шли! А Валерий Павлович согласен с нашим мнением". Напоминание замдиректора управляющей компании о том, что полигоны были получены в неудовлетворительном состоянии, никого не разжалобило.

Ранее защитники поселка Лосево написали открытое письмо губернатору Ленобласти, в котором напомнили главе региона, что на сегодняшний день 1200 граждан России уже подписали обращение к властям против строительства грузовой ветки Лосево-Каменногорск, 200 из них - жители Ленинградской области, 100 - жители других регионов России и 900 - жители Санкт-Петербурга, среди которых около 500 человек - собственники земель, домов и дач в местности Овраги-Лосево-Варшко.

Кроме того, активисты напоминают о результатах общественных слушаний в местах прохождения трассы, которые прошли с многочисленными нарушениями, но тем не менее, привели к заключению о нецелесообразности строительства и прохождения трассы по территории Петровского сельского поселения.

Однако в ходе пресс-конференции 14 октября 2010г., комментируя вопрос строительства грузовой ж/д Лосево-Каменногорск, глава Ленобласти Валерий Сердюков усомнился в том, что противники этого проекта - жители Ленобласти и упомянул, что на общественных слушаниях в местах прохождения трассы возражений не было.

Источник: закс.ру

Автор: Алексей Дьяченко


Железная дорога Лосево- Каменногорск. Быть или не быть?

обсудить на форуме

Назад