Золотая форель Оттава


Железная дорога Лосево- Каменногорск. Быть или не быть?

20.05.10 В воскресенье, 16 мая, в Приозерском районе Ленинградской области, на базе отдыха "Лосево" прошли общественные слушания по вопросу строительства новой грузовой двухпутной железной дороги Лосево - Каменногорск. По его итогам собравшиеся, а это около 150 человек, подписали открытое письмо, в котором обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой запретить строительство этого участка дороги.

По словам местных жителей, их обращение к первым лицам государства не случайно: областные чиновники не видят в строительстве участка железной дороги Лосево - Каменногорск никакой проблемы. Единственный представитель власти, который пришел на слушание — глава Ромашкинского сельского поселения Сергей Тонков. Он рассказал корреспонденту 47News, что готов использовать свою возможность посылать депутатские запросы по поводу строительства трассы.

Напомним, в 2006 году началась разработка комплексного проекта скоростной трассы между Россией и Финляндией, которая предусматривает разделение скоростного и грузового направлений: реконструкцию под скоростную железнодорожной инфраструктуры линии Санкт-Петербург - Бусловская и строительство железной дороги Лосево - Каменногорск для выноса грузового движения на направлении Лосево - Каменногорск - Выборг. Ее протяженность составляет 65 километров, и представляет собой двухпутную электрифицированную железную дорогу, которая пройдет по территории двух районов Ленинградской области — Приозерскому и Выборгскому. Заказчиком строительства выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Источники инвестиций строительства скоростной трассы Санкт-Петербург - Хельсинки — ОАО "РЖД" (65%) и Инвестиционный фонд РФ (35%). Стоимость строительства оценивается более чем в 122 млрд. рублей, планируемый срок окончания - 2010-2011 год.

На собрании жители близлежащих районов рассказали, что их не устраивает прохождение части скоростной трассы через их населенные пункты.

"При переносе грузового движения на это направление и заложенном увеличении поездов интенсивность на этом же участке составит до 214 поезда в сутки — поезда будут ходить каждые 6-7 минут, а существующее Приозерское направление на участке от Санкт-Петербурга до Лосево превращается в магистраль с высокоинтенсивным движением", - говорит член общественной инициативной группы поселка Лосево Антонина Удалова.

Как отметили участники слушаний, участок трассы будет проходить через три природных заказника - "Саперное", "Низовское болото", "Озеро Мелководное", а также через многочисленные зоны отдыха, и рекреационную зону - озёра, Лосевские пороги, сухие еловые и сосновые боры. "Произойдет существенная потеря инвестиций в сферу туризма, сокращение рабочих мест в сфере обслуживания туризма и рекреации", - говорит один из местных жителей. "По данным геоэкологических исследований, территория характеризуется низкой устойчивостью к антропогенной нагрузке. Леса вдоль трассы характеризуются высоким бонитетом и повышенной пожароопасностью", - отмечают подписавшиеся в своем обращении.

Напомним, год назад проблема экологии "задела" и губернатора. Но даже его мнение при проектировании железной дороги не было учтено.

Между тем, областные экологи не стремятся вмешиваться в ситуацию: источник 47News в комитете по природным ресурсам Ленобласти пояснил, что претензий к строительству этого участка дороги в ведомстве не имеется. "По нашим данным, трасса будет проходить по единственному заказнику - гряде Вяряменсельска. По закону, при строительстве железной дороги, экологическая экспертиза должна рассматриваться на федеральном уровне. Насколько нам известно, запрос на это еще не был подан. Что касается других рекреационных зон, то строительство на их территории должно обсуждаться на местном уровне - в администрации районов", - подчеркнул источник в комитете.

Как отметили члены инициативной группы в беседе с корреспондентом 47News, найти ответственных за проект и последующее изменение экологической ситуации в районе чрезвычайно сложно. "К кому ни обратишься, информации не получить. Все чиновники кивают друг на друга", - говорит Удалова. Как рассказали нашему корреспонденту в пресс-службе администрации Выборгского района области, претензий к проекту у них нет. "В свое время мы добились того, чтобы данный участок трассы не проходил через город Выборг. Остальные варианты нас в принципе устраивают", - пояснили в администрации Выборгского района. В администрации Приозерского района 47News ответили, что о каких бы то ни было проблемах также не знают.

Как рассказали корреспонденту 47News в компании-проектировщике, "НПО "ГеоМостПроект", проект уже прошел необходимую государственную экспертизу. "Это первый этап, следующий — утверждение строительства. Это длительная процедура, перед ней должны проводиться специальные торги по строительству данного участка, их дата еще не определена", - рассказал по телефону первый заместитель исполнительного директора ГеоМостПроект Андрей Жирнов.

Однако, у местных жителей другая информация на этот счет. Беспокойство вызывает то, что, по их мнению, работы по строительству уже были начаты. "Те, кто приезжает сейчас в Приозерск по железной дороге, могут наблюдать невиданную скорость строительства трассы. Строительство ведется преимущественно ночью. Днем ни техники, ни строителей не видно. Какие-либо объявления и опознавательные надписи ведущегося строительства отсутствуют", - рассказала Антонина Удалова.

В компании-застройщике, которой является "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта", 47News заверили — никаких строительных работ не ведется. "Если на данной территории ведутся строительные работы, то это, скорее, провокация", - заявил заместитель главного инженера Виктор Демин.

Между тем, члены инициативной группы рассказали корреспонденту 47News, что у государственного заказчика был и есть выбор по месту строительства данного участка трассы. По их словам, перед началом проектных работ институт Ленгипротранс разработал четыре варианта направлений прохождения грузового движения: первый — по направлению Парголово - Выборг - Бусловская, второй — Сосново - Житково - Выборг, третий — Ушково - Выборг, четвертый — Лосево - Каменногорск. Федеральное агентство железнодорожного транспорта выбрало последний. Как пояснил корреспонденту 47News заместитель главного инженера компании-застройщика "Единая группа заказчика" Виктор Демин, вариант выигрывает по сравнению с другими за счет минимального расстояния.

Как, в свою очередь, рассказала Антонина Удалова, им в руки попало заключение РосНИПИ Урбанистики, которое занималось оценкой четырех вариантов. В соответствии с результатами экспертизы, если сравнивать комплексный ущерб, который будет нанесен от использования всех четырех вариантов, прохождение трассы по участку Лосево - Каменногорск окажется наибольшим. К тому же, стоимость строительства при этом варианте на 10-11 млрд. рублей больше чем по 3-ему или 1-ому, а перепробег грузовых поездов по 4-ому варианту составит 54 км.

У местных жителей есть и своя версия того, почему был выбран четвертый вариант проекта. "На остальных предложенных участках слишком много дач высокопоставленных чиновников. Естественно, трогать и портить эту территорию никто не будет. А то, что наша местность будет полностью изуродована, чиновников не волнует", - рассказал один из жителей поселка Лосево в беседе с корреспондентом 47News.

Интересно, что нам удалось выяснить факт, в корне меняющий ситуацию со строительством железной дороги Лосево - Каменногорск. Источник в комитете по транспорту Ленобласти рассказал, что в конце декабря 2009 года на совещании было принято решение об изменении параметров данного проекта. В соответствии с корректировками, трасса будет однопутной, а грузонапряженность дороги существенно снизится.

Эта информация, сообщённая присутствующим корреспондентом 47News, вызвала всеобщее недоумение - никто об изменениях не слышал. "Возможно, общественная напряженность была бы ниже, если бы власти больше информировали нас о грузовой напряженности", - подвели итоги собрания его участники.


Юлия Гильмшина, 47News


Цитаты из ТЭО :

После строительства линии предусматривается организация по ней пригородного движения. На 2010 год будут пущены в обращение электропоезда в сообщение Выборг – Каменногорск – Лосево – Санкт-Петербург (пять пар поездов в выходные летние дни) на 2015 и 2020 годы предусматривается, после электрификации линии Каменногорск – Светогорск, пустить пять электропоездов в сообщении Светогорск - Каменногорск – Лосево - Санкт-Петербург. Всего по новой линии будут обращаться десять пар электропоездов.
Одновременно с вводом в обращение указанных пригородных поездов будет ликвидировано движение дизель-поездов на участках Выборг – Каменногорск – Светогорск.

Рассматриваемый вариант новой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии отходит от ст. Каменногорск и идет на совместном земляном полотне с существующей однопутной ж.- д. линией Каменногорск – Хиитола до 46 км в полосе отвода существующей ж.д. На этом участке земляное полотно присыпается с левой стороны к существующему земляному полотну.

На 47 км трасса обходит крестьянское хозяйство Солодова П.Б., пересекает автодорогу Каменногорск – Боровинка и далее идет по землям Лесогорского ЛПХ, пересекая полевые дороги и канавы мелиорации. Пересечение с автодорогой проектируется выполнить путем строительства железнодорожного путепровода.
На 49 км трасса пересекает автодорогу Остров – Сысоевская, где предусматривается устройство переезда.
На 50 км трасса пересекает участок мелиорированных земель совхоза Лазурное, на км 50+900 трасса пересекает р. Славянка и делает правый поворот (угол 25º, R – 5000 м) обходя месторождение габбро-норитов Островское 2 и озеро Боровское (км 50+300), оставляя его справа в 150 м.
На 52 км трасса пересекает полевую автодорогу, где предусматривается устройство переезда.
На км 53+500 трасса пересекает ручей, вытекающий из озера.
С км 54+700 до км55+799 трасса идет по участку торфоразработок и проходит между озером Южное и озером Северное, пересекая ручей, соединяющий эти озера на км 56+700.
На 57 км трасса делает правый поворот (угол 9º, R – 6000 м).
На км 57+300 трасса пересекает под острым углом автодорогу Красный Сокол – развилка с автодорогой Мельниково – Озерское, которую трасса пересе¬кает на км 59+800. На этих пересечениях проектируется устройство переездов.
С км 60 по км 63 трасса идет по мелиорированным землям совхоза Лазурное со множеством мелиоративных канав и полевых дорог, где проектируется устройство переезда, делает правый поворот (угол 7º, R – 4000м), пересекая на 62 км р. Лазурную.
Далее трасса идет по землям Лесогорского ЛПХ, обходя заповедник «Озеро Мелководное» и оставляя справа (64 км) пос. Озерское, пересекая несколько полевых дорог, соединяющих пос. Озерское с фермой, где проектируется устройство переезда.
На км 67+300 трасса пересекает руч. Говорливый, оставляя слева земли крестьянского хозяйства Сухомлина О.С.
На км 69+300 проектируется расположить новую промежуточную станцию «Лосиная» (два главных и два приемо-отправочных пути полезной длиной 1050 м).
На 71 км трасса пересекает на протяжении 500 м Малое Лосиное болото и делает поворот влево (угол 19º30’, R – 2000 м), пересекая несколько небольших ручейков.
На км 73+700 трасса пересекает границу районов и переходит с Выборгского района в Приозерский.
На км 74+800 трасса пересекает автодорогу Мельниково – Барышево, где проектируется устройство автодорожной путепроводной развязки и далее идет по мелиорированным землям совхоза Джатиево, пересекая сеть мелиоративных канав, делает левый поворот (угол 8º18’, R – 4000 м).
На км 76+700 трасса пересекает заозеренную долину Верхнее-, Средне- и Нижнее – Удольских озер.
На 78 км трасса пересекает полевую автодорогу, где проектируется устройство переезда.
На 80 км трасса делает правый поворот (угол 6º20’, R – 4000 м).
На 84 км трасса пересекает долину реки Вуокса и на протяжении 420 м пересекает основное русло с группой островов, делая правый поворот (угол 11º03’, R – 4000 м).
На 85 км трасса делает правый поворот (угол 40º27’, R – 2000 м) для того, чтобы по краю обойти территорию спецзоны.
С км 85+300 по км 86+700 трасса пересекает месторождение песков «Большой лес» и, делая левый поворот (угол 57º51’, R – 2000 м), обходит поселок Ромашки, пересекая множество полевых дорог, где проектируется устройство переезда.
На 89 км трасса пересекает грунтовую автодорогу Ромашки - Саперное, где проектируется устройство переезда.
На 93 км трасса делает правый поворот (угол 16º50’, R – 2500 м).
На км 93+600 трасса пересекает автодорогу Саперное – Понтонное, где проектируется устройство автодорожного путепровода.
На 95 км трасса делает левый поворот (угол 14º23’, R – 2500 м).
На 96 км трасса делает левый поворот (угол 7º26’, R – 2500 м).
На км 97+200 трасса пересекает автодорогу Санкт-Петербург – Приозерск, где проектируется устройство автодорожного путепровода и, делая правый поворот (угол 30º15’, R – 1500 м), примыкает к существующей однопутной ж.д. линии Санкт-Петербург – Приозерск в районе пассажирской платформы Лосево.
На км 99+400 трасса пересекает р. Вуокса между существующими железнодорожным и автодорожным мостами.
На км 101+200 трасса пересекает автодорогу Санкт-Петербург – Приозерск, где проектируется устройство автодорожного путепровода и выходит к посту Лосево I. Для развязки направлений левый путь проектируемой линии проходит путепроводом над существующим путем ж.-д. линии Санкт-Петербург – Приозерск.

Источник: spb-projects.ru



Примерная схема строительства:

      

схема крупнее




Полезные ссылки:


поселок Лосево

история Лосево

Лосево на интерактивной карте

фотографии Лосево

погода в Лосево

Назад